Получить консультацию

Оставьте заявку, мы перезвоним и все расскажем!

Нажимая кнопку я даю согласие на обработку персональных данных

Приглашаем на новогодние праздники в Музей Ивановского Ситца

В Ивановском государственном историко-краеведческом музее имени Д.Г. Бурылина работает особый отдел- Музей Ивановского Ситца. В основе экспозиции музея лежит уникальная текстильная коллекция, насчитывающая полмиллиона единиц.

История музея

Основная экспозиция музея «Ивановский текстиль. История и современность» повествует о развитии производства с древнейших времен до наших дней. Главная идея экспозиции – показ ивановских ситцев, как одного из видов декоративно-прикладного искусства, сохраняющего и развивающего традиции народного орнамента. Образцы ивановских ситцев открывают значительный пласт народного творчества в области художественного оформления тканей и позволяют проследить развитие особого стиля – яркого, нарядного, декоративного, присущего ивановским тканям.

Текстильное собрание музея одно из самых крупных в России. Оно составляет около 500 тысяч образцов тканей. В 70-е годы XIX в. местный иваново-вознесенский текстильный фабрикант Дмитрий Геннадьевич Бурылин, питая к тканям профессиональный интерес, стал собирать ручные набойки. В 1896 г. впервые коллекцию старинных ивановских тканей он представил на Всероссийской Промышленно-Художественной выставке в Нижнем Новгороде под названием «Образцы первобытных ивановских ситцев с 1691 по 1850 гг. Из собрания Д. Г. Бурылина». На самой масштабной дореволюционной промышленной выставке коллекция набоек Д.Г. Бурылина показала истоки текстильного дела. С этого года текстильная коллекция Бурылина известна среди промышленников России и активно пополняется. Текстильные фабриканты России почитали за честь подарить образцы своей продукции в музей Бурылина.

История печати

В залах музея представлены археологические материалы, свидетельствующие об изготовлении тканей на территории Ивановской области еще до нашей эры, древние приспособления для выработки льняных холстов в крестьянском хозяйстве, уникальные доски для нанесения узора на ткань – манеры, каждая из которых является произведением декоративно-прикладного искусства; портреты и клейма владельцев первых ивановских мануфактур; стол набойщика и оборудование лаборатории красковара нач. XIX в., образцы тканей и костюмы, выполненные ручным способом.

В 1871 г. село Иваново и Вознесенский посад соединились в город Иваново-Вознесенск. Город называли “русским Манчестером”, сравнивая его с английским центром текстильного производства. В концу XIX – началу XX вв. ивановский край являлся одним из главных производителей текстильной продукцией в России. Образ города XIX в. служил реальным воплощением эпохи промышленной революции. Вот так его описал известный краевед Яков Гарелин: “город представляет првлекательное зрелище… на первом плане река, по берегам которой в виде гирлянд тяненся ряд фабрик; за ними постепенно поднимается город, блестя золочеными главами церквей и выставляя местами фабричные трубы вперемешку с крышами домов”. Безуездный город Иваново-Вознесенск – крупный индустриальный центр, который своими торговыми оборотами равняется с городами губернскими: Ярославлем, Калугой и другими. Город Иваново-Вознесенск – это город–фабрика. Промышленные здания с решетчатыми окнами и высокими фабричными трубами неотъемлемая часть архитектуры города.

Ивановские ткани были дешевы и красивы. В «Обозрении новейших отраслей мануфактурной промышленности в России» за 1845 г. дана такая оценка ивановских ситцев: «Должно удивляться дешевизне такого товара, по наружному виду довольно красивого и выделанного однако же столь ограниченными средствами». Самым высоким сортом набивных тканей в конце ХVIII – н. XIX вв. были ситцы. Для их создания использовались наиболее тонкие хлопчатобумажные ткани. Набивались ситцы, главным образом, заварными прочными красителями. Ситцы в это время были материалом новым и модным и, тонкостью тканей, красотой и разнообразием узоров, живостью и прочностью цветов не уступали шёлковым материалам, поэтому и знатные особы не избегали использовать их для платья, обивки мебели и стен.

Для нанесения рисунка на ткань изготовлялись специальные доски – манеры. Изготовление манер было нелегким делом, ремесло резчика таило в себе многие секреты. Резались узоры по твердому плотному дереву (дуб, граб, груша, самшит, иногда пальма). Выбор дерева зависел от характера узора. Для мелкого, тонкого рисунка использовали прочное дерево, например самшит, граб. Среднемасштабные рисунки резали по груше, для крупных рисунков использовали орех и даже липу. Манеру клеили из 2-3-х слоев, чтобы придать форме значительную толщину и сделать ее дешевле. Для верхних пластин использовали дуб и сосну. Стоимость манеры с большим, сложным узором доходила в начале 19 в. до 60 рублей (т.е. по цене коровы).

В селе Иванове издавна известен способ печати ткани, называемый набойкой. При ручной набивке требовались несложные устройства: стол- верстак, ящик для краски, ремни и жерди для развешивания ткани (вешала), деревянные доски-манеры и деревянный молоток – киянка. Процесс ручной набивки не был сложным, но он требовал от мастера большой сноровки. Краска растиралась на войлочном дне ящика. Мастер прижимал лицевую сторону манеры к краске, затем накладывал на предварительно размеченную ткань и ударял молотком- киянкой. Заработок опытного набойщика составлял 10-15 рублей в неделю.

За каждым цветом, каждой краской стоял титанический труд мастера- красковара. Естественные красители содержат незначительное количество красящего вещества, иногда 2-3%, а все остальное-древесина, смола и прочее лишь затрудняет процесс крашения. Ивановские крестьяне использовали для крашения корни марены, индиго, древесину сандала, луковую шелуху и другие природные материалы. Для извлечения красителя у красковара (колориста) было множество приемов: вываривание, обработка холодом, растворами кислоты и щелочей. От мастерства колориста зависела красота тканей. В середине 19 в. заработок красковара доходил до 3 тысяч рублей серебром в год.

Большой раздел экспозиции посвящён зарождению и развитию во второй половине XIX века фабричного производства, совершенствованию технологии изготовления хлопчатобумажных тканей, способствовавшему значительному росту популярности ивановских ситцев конца XIX – начала XX вв. В 1853 году Яков Петрович Гарелин первый в Иванове установил 120 механических ткацких станков английской системы «Братья Платт». Завод располагался в городе Манчестер.

Во второй половине XIX века ивановские текстильные предприятия активно участвуют в промышленных выставках как отечественных, так и международных. К этим выставкам готовились фирменные альбомы с образцами продукции – экспонентов выставок. Большое собрание таких альбомов содержит фонд тканей Музея ивановского ситца. Отдельные образцы из этих альбомов характеризуют художественные особенности ситцев во второй половине XIX – начале XX века.

Развитие художественной культуры XIX в. завершилось созданием нового художественного стиля. У России был свой собственный путь к модерну и свои специфические формы его проявления. Становление стиля по времени, совпадает с развитием русской текстильной промышленности. Ивановские мастера текстильного рисунка старались не оставаться в стороне от современных тенденций и направлений в искусстве. Обращаясь к миру природных форм, искусству прошлого, экзотике Востока, создавали множество ранее неизвестных композиционных решений. Сложился целый мир характерных тем и мотивов, которым в творчестве было отдано абсолютное предпочтение.

Текстиль с тракторами, серпом и молотом, заводскими трубами… носили бы мы сейчас одежду, сшитую из таких тканей? А в первые десятилетия Советского Союза художники именно так представляли себе идеальный облик советских людей – в рубашках и платьях, усеянных лозунгами «Пятилетка за четыре года», и украшенных изображениями марширующих толп. Агиттекстиль – необычное явление в советской промышленности 20-30-х годов, предмет изучения и коллекционирования. Это ткани, отражающие политическую и социальную жизнь Советской России – социализм, торжество технологий и техники, развитие сельского хозяйства, стройки, спорт и митинги. Печатные агитационные ткани производились методом набойки на ивановской текстильной фабрике. Просуществовал он недолго, а после был подвергнут осуждению и забыт на многие годы. После кризиса, вызванного Второй мировой войной, текстильные фабрики вернулись к традиционным узорам, а агитационный текстиль с тракторами и марширующими массами хранится теперь в Ивановском музее ситца и в частных коллекциях.

Авторы научного проекта экспозиции стремились показать экспозиционными средствами, что текстиль – это не только предмет быта, текстиль – это история и культура народа, это талант и труд многих людей и многих поколений.

Самобытность территории, выверенность концептуального решения, оригинальный художественный проект создали благоприятные условия для уникальной экспозиции единственного в нашей стране музея ситца, сделали ее актуальной на многие десятки лет. Дизайн Музея ивановского ситца давно стал артефактом в культурном пространстве России.

В 2007 г. при содействии Московского Дома Моды «Слава Зайцев», Правительства Ивановской области и клуба «Деловая женщина» была открыта экспозиция «Слава Зайцев. Жизнь = Творчество» – рассказ о жизни и творчестве всемирно известного модельера, которые для него не разделимы. Зайцев родился в Иваново, здесь закончил текстильный техникум и начал свой творческий путь. Экспозиция гармонично вписалась в концепцию развития музея, подчеркнув связь традиции с современностью

Приглашаем посетить музей:

ПОСТОЯННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ:

«Ивановский текстиль. История и современность» «Слава Зайцев. Жизнь = Творчество»

ПОСТОЯННЫЕ ВЫСТАВКИ:

«Слава – городу невест» «От рубахи с сарафаном до кутюр от Зайцева».

ЭКСКУРСИИ:

Обзорная экскурсия по музею «Церковное декоративно-прикладное искусство» «Поэзия народного костюма» «Рубаха, сарафан, панева» «Из истории текстильного бизнеса»