• Москва, ул. Коцюбинского 4, офис 266
  • sale@t-textile.com
  • пн – пт 9:30 – 18:30
17.10.2025

Виды печати на ткани: способы, технологии и текстиль

Виды печати на ткани-

Содержание:

Как называется процесс нанесение принтов на ткань? 

Существуют разные виды нанесения рисунка на ткань: печать, термотрансфер, ручная роспись и так далее. Представьте, картинка даже может быть вышита цветными нитками. Но в подавляющем большинстве случаев нанесение рисунка (или принта) происходит в процессе печати по ткани. Печать по натуральным и смесовым тканям осуществляется путем нанесения красящего вещества напрямую на полотно или трикотаж (напомню, ткани бывают полотняного переплетения, процесс - ткачество; или трикотаж, процесс - вязание). Печать на ткани – это достаточно старый, хорошо изученный и освоенный человеком способ декорирования материалов. Если включить в этот список и гладкокрашеные ткани (окрашенные в один цвет) то отбеленные ткани в готовых изделиях используют менее трети.

Какие способы печати на ткани существуют?

Для этого вспомним классификацию тканей по составу:

·       Натуральные материалы – естественного вида растительного или животного происхождения. Это хлопок, лен, шелк, шерсть, конопля.

·       Искусственные материалы – продукт химической переработки натурального целлюлозного сырья. Это вискоза (лиоцелл, купро, модал и т.д), ацетат.

·       Синтетические материалы – продукт, получаемый из низкомолекулярных веществ (мономеров), которые путем химического синтеза превращаются в высокомолекулярные (полимеры). Это полиэстер, полиамид (он же нейлон), акрил, полиуретан и т. д.

Методы или способы печати на ткани:

·       Аналоговый (автоматические трафаретные машины с использованием плоских шаблонов и ротационные машины с использованием цилиндрических шаблонов);

·       Цифровой (с использованием принтеров разной производительности).

Аналоговая печать

Возможна по любым материалам, разница в типе и свойствах красок, режимах печати, требуемых вспомогательных процессах. Основная особенность аналоговой печати - использование чистых цветов, их количество может доходить до 16 и более. Цветная печать (более правильное название - полноцветная) с использованием наложения одних красок на другие (как это принято при печати на бумаге) фактически невозможна. По натуральным материалам уже 60 лет печатают на ротационных машинах с использованием цилиндрических сетчатых шаблонов. Отпечатанные таким способом ткани (полотна и трикотажи) используют для производства одежды, изделий домашнего текстиля. 

Для печати по натуральным материалам используют пигментные (75% от общего объема отпечатанной ткани) и реактивные красители. Технологии пигментной и реактивной печати на ткани имеют существенные отличия.

Таблица отличия пигментной и реактивной печати 

Параметр

Пигментная печать

Реактивная печать

Сложность процесса

Простая технология

Многоэтапный процесс

Этапы

Печать → термофиксация 150 °C, 2-3 мин

Обязательная пропитка →  Печать → фиксация паром в течение 10 минут → промывка → сушка

Оборудование

Принтер и термо каландр

Паровой зрельник, линия промывки, сушильно-ширильная машина

Промывка ткани

Не требуется

Обязательна

Яркость печати

Достаточно яркая, краситель фиксируется на поверхности волокон

Яркая и насыщенная, возможность глубокого проникновения красителя внутрь волокон

Стойкость к механическому воздействию

Хорошая (современные пигменты)

Очень высокая

Современные пигментные пасты для ротационных машин позволяют получать сравнимые с реактивной печатью свойства, при этом дешевле и проще в использовании. Исторически, в России основной объем ротационной печати приходится именно на пигментную печать. А в таких странах как Италия, Турция, Индия, Пакистан более распространена реактивная печать.

Важная специфика – аналоговая ротационная печать экономически выгодна на больших объемах, тираж от 500 погонных метров. Меньшие тираж выгоднее печатать на текстильных принтерах. Если вы хотите глубже разобраться в технологиях трафаретной и ротационной печати по текстилю, рекомендуем ознакомиться с подробными материалами на нашем сайте:

Цифровая печать по синтетическим материалам

Печать по полиэстеру и полиуретану, в последние 20 лет получила массовое распространение по двум причинам:

  • за счет низкой стоимости вложений для открытия печатного участка;

  • из-за привлекательной разнице между ценой продажи отпечатанной ткани и себестоимостью процесса. 

В подавляющем большинстве используют сублимационную печать.  Некоторые производства, в основном занятые в сфере изготовления флагов, оформления выставок и мест продаж используют дисперсные чернила для прямой печати по полиэстеру. Сублимационные чернила — это разновидность дисперсных чернил.

Цифровая пигментная печать по натуральным тканям

В последнее время становится все более прибыльной темой благодаря:

  • новым моделям текстильных принтеров. За последние 10 лет принтеры стали заметно компактнее, рабочая скорость выросла в 2–3 раза, за счет производителей из Юго-Восточной Азии цена печатного устройства снизилась почти в 5 раз по сравнению с европейскими производителями. 

  • улучшению свойств пигментных чернил.* Современные пигментные чернила содержат в своем составе химические элементы, способствующие повышенной яркости изображения и улучшающие прочностные характеристики отпечатки. При этом цены на новые типы пигментных чернил ниже, чем были 3–5 лет назад.

 *Использовать реактивные чернила в процессе печати по ткани в текущих условиях – весьма дорого. Вспомогательные процессы требуют большое количество ресурсов, таких как газ, вода, электричество. Согласно экологическим нормам, воду после промывки тканей необходимо очистить от красителя и химических соединений, что с каждым годом становится все дороже.

Виды печати на одежде

Существуют разные способы печати на одежде

  • трафаретная печать на плоских ручных или полуавтоматических станках для небольших и средних тиражей. 

  • цифровая печать на прямую на ткани DTG (direct-to-garment) или термотрансферная (сначала печатают на пленке, потом переносят изображение на ткань с помощью термопресса). Современная технология изготовления отпечатков для термотрансферного переноса получила название DTF (direct-to-film). Подходит для мелких серий или штучного производства принта на одежде.

В чем отличие нанесения изображения методом DTG от DTF?

DTG – это прямая печать по одежде (или деталям одежды) из натуральной ткани пигментными чернилами. Фактически, это точно такая же технология цифровой пигментной печати, о которой мы говорили выше. Отличие от промышленных принтеров, работающих непрерывно с рулонными материалами, весьма велико. Рулонный принтер с восемью печатными головами имеет рабочую скорость печати порядка 140 м2/час, ширина печати 190 см. 

Принтеры DTG — это небольшие настольные устройства периодического действия. Оператор закрепляет на печатном столе изделие, например футболку, далее принтер перемещает стол в зону печати, где происходит нанесение рисунка на изделие. Нанесение рисунка на одну футболку занимает от 1 до 3 минут в зависимости от модели принтера и размера запечатываемой области. Зона печати такого принтера как правило не превышает 300х420 мм. Принтеры DTG используют стандартную цветовую схему CMYK, промышленные принтеры прямой печати с рулона на рулон используют 8-ми цветную схему, это улучшает яркость и насыщенность зеленого, красного и синего цветов.

DTF – это печать по пленке специальными чернилами. Далее изображение покрывают порошком и запекают в печке. Полученное изображение вырезают и переносят на текстильные материалы в термопрессе. DTF - это новая технология, на нашем рынке представлена порядка 5 лет. 

Плюсы и минусы DTF технологии

Плюсы:

·       невысокий финансовый порог для входа в рынок. Сейчас можно найти в продаже простейший комплекс за 300–400 тыс рублей;

·       широкий ряд материалов, на которые можно сделать термотрансфер;

·       отпечатанные на пленке заготовки можно хранить и делать термоперенос по мере необходимости оперативного изготовления.

Минусы:

·       низкое качество расходных материалов, произведённых в Китае, низкая стабильность их свойств;

·       большая доля ручного труда, низкая производительность в пересчете на одного работника;

·       изображение ощущается на изделии как наклеенная пленка;

·       отпечаток не пропускает воздух, есть дискомфорт в использовании в жаркое время года;

·   есть данные, что пары от клея в виде порошка, когда он подплавляется в печке, вредны для здоровья и могут обладать канцерогенным эффектом.

Принтеры для рулонной цифровой печати по тканям

На современном растущем рынке прямой цифровой печати по тканям пигментными чернилами всё большее распространение получают рулонные принтеры, т. е. устройства, которые печатают в режиме «с рулона на рулон». Еще 10 лет назад небольшие планшетные принтеры доминировали в сегменте цифровой пигментной печати, сейчас рулонные принтеры делают 80% всего объёма печати. В первую очередь потому, что планшетный принтер не позволяет добиться «сплошной» запечатки ткани и, как следствие, конечного изделия. Максимальное поле печати всегда ограничено размером печатного стола принтера. Принтеры для рулонной печати лишены этого недостатка и могут печатать во всю рабочую ширину, вплоть до 3,2 метров.

Принтеры для прямой цифровой печати по тканям имеют собственную классификацию, в основном с точки зрения подачи материала:

  • принтеры с транспортным ремнем, или с кирзой (с «белтом» на английский манер);

  • принтеры без транспортного ремня, или без кирзы.

Принтеры с кирзой 

Оборудованы специальной движущейся транспортной лентой, на которую подается ткань. Поверхность ленты покрыта клеем, что обеспечивает фиксацию запечатываемого материала на ленте в неподвижном состоянии. Такая система незаменима при работе с трикотажем, а также со слабо стабилизированными материалами — рыхлыми, тонкими, эластичными или склонными к деформации. Кирза позволяет обеспечить точное позиционирование даже на сильно тянущихся тканях (что очень важно для совмещения красок и контуров). К недостаткам подобных машин относят высокую стоимость, необходимость регулярной калибровки и ухода за транспортной лентой, а также некоторую сложность в обслуживании принтера. Для больших производств и комбинатов, где требуется высокое качество печати по трикотажу или смесовым тканям, принтер с кирзой — оптимальное и универсальное решение.

Принтеры без кирзы

Это машины с прямой подачей ткани, в которых материал проходит непосредственно под печатной головкой без использования транспортной ленты. Такие принтеры проще по конструкции и дешевле принтеров с кирзой, значительно проще в эксплуатации и обслуживании. Они идеально подходят для стабильных (не тянущихся) материалов полотняного переплетения — хлопка, льна, смесовых тканей.

В обоих случаях рисунок после печати необходимо зафиксировать в среде горячего воздуха (150–160 градусов) в течение 2-3-х минут. Для этой цели подойдут как туннельные сушки, так и термопрессы, плоские или каландровые.

Пигментная печать по натуральным тканям считается наиболее доступной точкой входа в цифровую печать по натуральным тканям. В отличие от реактивной печати, она не требует паровых зрельников, промывочных линий и систем водоподготовки. Всё технологическое оборудование может уместиться в обычном помещении площадью 20–30 м². Комплексы для печати пигментными чернилами на базе принтера без кирзы по стоимости сравнимы с комплексами для печати сублимационными чернилами.

Кроме того, себестоимость пигментной печати невысока: расход чернил небольшой, ткани не требуют дорогостоящей подготовки, а фиксация осуществляется на стандартных каландрах или в сушках. При этом современные пигментные чернила обеспечивают хорошую яркость, устойчивость к трению и стирке, что делает их универсальным решением для большинства видов натуральных тканей.

Таким образом, наиболее рациональный вариант для старта печати по натуральным тканям в рулонах — это принтер без кирзы, работающий на пигментных чернилах.
Принтер для печати пигментными чернилами без транспортного ремня сочетает умеренную стоимость, простоту технологии и стабильное качество отпечатков. Для небольших и средних производств, студий, дизайнерских брендов и стартапов в текстильной сфере это оптимальное решение: минимальные инвестиции, быстрая настройка процесса и возможность быстрого выпуска конкурентоспособного продукта.



Галерея фото

Отвечаем на вопросы, которые нам задают чаще всего:

  • piont-list

    Чем отличаются способы печати на ткани от способов печати на одежде?

    Печать по натуральной ткани в подавляющем большинстве случаев осуществляется реактивными или пигментными красителями. Их называют пастами при аналоговой ротационной печати или чернилами если печатная машина цифровая. По одежде или по элементам кроя может проходить аналоговая трафаретная печать сетчатыми шаблонами. Прямая цифровая печать по одежде осуществляется пигментными чернилами. При печати по ткани есть возможность нанести изображение от края до края рулона. Печать по одежде имеет ряд ограничений, в первую очередь это печатное поле принтера, которое часто не превышает прямоугольник со сторонами 30х40 см. Вторым важным фактором является тип одежды. Чем больше швов попадает в зону печати и чем они выше, тем сложнее обеспечить беспрепятственное прохождение каретки с печатными головами над тканью. С точки зрения скорости, печать по ткани в несколько раз превосходит печать по одежде.

     

  • piont-list

    Как называется процесс нанесения принтов на ткань?

    Это процесс исторически называют печатью. В последние 10-15 лет появился термин принтование - как показатель цифровой печати. 

  • piont-list

    Какой способ печати подходит для небольших тиражей изделий?

    Для небольших тиражей подходит исключительно цифровой способ печати, либо с рулона на рулон, либо по деталям кроя.

  • piont-list

    В каком случае надо выбрать печать DTG или DTF?

    Если требуется нанести на готовое изделие изображение малого размера, например 5х10 см или меньше, технология DTF будет наиболее удобна. Если изображение большего размера, можно рассмотреть нанесение прямой печати на изделие методом DTG. При необходимости печати изображения большого размера рекомендуется запечатывать материал с рулона на рулон.

  • piont-list

    Какие характеристики важны при выборе технологии печати на ткани?

    Важно знать состав ткани, это принципиально при выборе технологии. Если ткани на 80% или более состоит из полиэстера - это сублимационный способ печати. Если ткань состоит из 85% или более из натуральных волокон - это печать реактивными или пигментными чернилами. Если количество натуральных волокон в составе менее 85%, то реактивная печать вряд ли применима.  В случае смесовых тканей, где натуральные волокна составляют не менее 50% рекомендуется печать пигментными чернилами.

Т&T

Получить консультацию

Москва, ул. Коцюбинского 4, офис 266

Пн — Пт: 09:30 – 18:30
Сб — Вск: выходной

Вы можете загрузить 1 файл общим весом до 5MB

Нажимая кнопку я даю согласие на обработку персональных данных