Пигменты самый современный тип красителей, и самый древний. Люди эпохи Палеолита, примерно 30,000 лет назад, использовали природные пигменты - оксиды железа и сажу. Пигменты нерастворимы в воде, в качестве связующего использовали казеин, который получали из костей животных, растительные масла. В то время пигментная печать на ткани не имела большого выбора цветов и не обладала устойчивостью. Впоследствии водорастворимые красители заняли доминирующую позицию в технологии декорирования тканей, где и оставались несколько тысяч лет. Натуральный текстильный материал многие годы окрашивали используя такие способы как набивка, печать с помощью плоских сетчатых шаблонов, погружение в краситель и воздействие температуры.
Начиная с конца сороковых годов прошлого века, когда синтетические и особенно смесовые ткани начали набирать популярность, пигментные красители снова стали востребованы. Основными недостатками применения пигментов (или паст на их основе) для окрашивания текстиля с помощью плоских или цилиндрических шаблонов являлись недостаточно высокая устойчивость к сухому и мокрому трению, более грубая на ощупь поверхность отпечатанного материала. Современный уровень развития физики и химии полимеров, особенно в последние 15 лет, позволил существенно уменьшить эти недостатки за счет синтеза специализированных связующих и загустителей на базе акрилатов, обеспечивающих высокую адгезию пигмента к поверхности волокон текстильного материала. Также удалось увеличить эластичность пленки связующего, тем самым улучшив тактильные ощущения пользователя до приемлемого уровня. Аналоговая пигментная печать на ткани занимает в мире лидирующие позиции.
Вообще, пигментная печать - это нанесение нерастворимых в воде частиц размером 2х10-6м на определённое место на поверхности текстильного материала. В отличие от печати, пигментное окрашивание тканиподразумевает нанесение одного цвета на всю поверхность текстиля. Окраска материала наиболее часто происходит методом полного погружения. Активный или кислотный краситель, в отличие от пигментного, взаимодействует с волокнами ткани на химическом уровне, окрашивание материала происходит на большую глубину, реакция закрепления в среде насыщенного водяного пара требует от 12 минут для активного красителя до 30 минут для кислотного при температуре +102–106о. Для фиксации пигментов достаточно 3 минут при температуре 140-150о. Но основным преимуществом печатать пигментами является отсутствие сливов. Активные и кислотные красители требуют промывки ткани после печати или крашения, на что требуется на менее 15 литров воды на 1 кг текстиля. Необходимость большого количества энергии на нагрев воды и ее очистки после промывки ткани является основными недостатками использования более дешевых активных и кислотных красителей.
По мере развития цифровых трехногий набирает популярность метод прямой печати. Цифровой струйный принтер наносит пигментные чернила на текстильный материал, который вторым этапом нагревают до 150о и выдерживают не менее 180 секунд. Для термофиксации, в зависимости от наличия и требуемой производительности, можно использовать петлевые зрельники, сушильно-ширильные машины, конвекционные туннельные сушки.
В 2019 году на выставке ITMA был продемонстрирован инновационный метод пигментной непрямой печати на текстиль. Эта технология подразумевает нанесение изображения на специальную бумагу в принтере, предназначенного для работы с неэластичными носителями. Бумага для пигментной печати покрыта связующим составом и требует использования модифицированный пигментных чернил. Для фиксации изображения каландровый термопресс должен иметь контактирующую пару горячих валов, создающих давление не менее 10 кг/см2. Получаемый на ткани рисунок имеет хорошую яркость и удовлетворительные тактильные свойства. К сожалению, данный вид (способ) пигментной печати требует уникальных и весьма дорогостоящих расходных материалов и строго специализированного оборудования для фиксации изображения.
Галерея фото
Получить консультацию
Москва, ул. Коцюбинского 4, офис 266
Пн — Пт: 09:30 – 18:30 Сб — Вск: выходной